91.63. XXIV. =============================================================================
… моё сопереживание не мешает мне считать великое множество людей отвратительными самодовольными болванами, каковыми они, собственно говоря, и являются. Но оно же вынуждает меня видеть в каждой груде мяса надгробье заживо погребённого ангела.
И когда мне говорят, что я своими руками лишаю этого ангела возможности взлететь – хоть бы в самый последний момент – я испытываю боль. Просто очень большую боль. Это, собственно, всё.
- Ты и должен испытывать эту боль. Ты, и я, и он сам. Все…
Михаэль считает, в том и состоит подлинное предназначение накха: носить в себе эту боль, которую никто, кроме нас, всё равно не способен чувствовать. Накапливать её в себе, учиться с нею жить, а потом, когда покажется, что стало невыносимо, снова учиться жить – вопреки ей…
91.64. XXV. ==============================================================================
… пока ладони, пальцы мои лишь расчерчены для игры, а сама игра, надеюсь, откладывается. А то, глядишь, и вовсе отменится дурацкая эта игра, и наконец-то начнётся жизнь. Просто вот - жизнь. Но хорошая какая-нибудь. Такая, что мне была по душе, по телу, по росту. Такая, чтобы – мне…
- Господи, Варенька, ты ещё и хирологией балуешься? Мало тебе эзотерических приключений на крошечную твою задницу?
- И «логией», и «мантией», и прочей ерундой, лишь бы с приставкой «х_е_р», - огрызаюсь почти машинально. А ну-ка, кстати, покажи свои лапы. Я как-то внимания не обращала, что у тебя там творится…
91.65.
… Иногда думаю: может, я до сих пор стою там перед волшебным зеркалом, наслаждаюсь многообразием своих несбывшихся судеб?.. *
_____________________________________________________
*Варино любопытство вряд ли будет удовлетворено, по крайней мере, не сейчас; что же касается читателя, который, вероятно, уже пришёл в бешенство от всех этих намёков и недоговорок ( или же испытает это состояние в ближайшее время) – автор готов войти в его положение и дружески посоветовать прочитать (или перечитать) первый том «Энциклопедии Мифов», но при этом не может гарантировать, что речь в обоих случаях действительно идёт об одном и том же человеке и, тем более, об одной и той же судьбе.
Автор, как вы могли заметить, вообще не большой любитель давать гарантии…
91.66.
- Расскажи про «зачарованный замок», - прошу, привлекая его к себе. – Михаэль там тебя нашёл?
- Михаэль появился немного позже. Примерно час спустя, собственно говоря. Как раз вовремя, чтобы отвлечь меня от необходимости помнить обо всём, что случилось, и пытаться это понять…
Возможность погрузиться в чужое бытие, как ты сама теперь понимаешь, наилучший способ «закосить» от повинности заниматься собственными делами…
Варенька, милая, ты пойми: я бы и сам рад рассказать про замок и зеркало, про старика-невидимку и связку его ключей; я бы очень хотел показать тебе тайную изнанку всякого моего жеста, да только ничего не выйдет, пожалуй. Даже сказки путёвой не сложу из обрывков воспоминаний. Это ведь, знаешь, больше всего похоже на сон, который утрачивает связность и смысл сразу после пробуждения, но в памяти остаётся надолго….
Ты же переводила первый роман Михаэля, да? Тогда ты поймёшь: последние несколько лет моей жизни – бесконечный развлекательный тур по «судьбокрёсткам» *. Не было им числа…
- По-немецки это слово, кажется, звучит: «die Schicksalkreuzung». «Судьбокрёсток» - это, как ты понимаешь, отсебятина, вольный перевод.
___________________________________________________________
*Штраух пишет, что есть такие места – он настаивает, что это именно реальные, а не воображаемые места, - где человек может пережить фрагменты какой-то иной, несбыточной жизни. Он придумал название «: «die Schicksalkreuzung» - это можно перевести как «Перекрёсток судеб».
Попасть туда, по мнению Штрауха, может кто угодно, совершенно случайно, не предпринимая специальных усилий. Хотя шансы каждого конкретного человека найти такой «перекрёсток» очень невелики, потому что просто пройти мимо – бесполезно».
«Энциклопедия мифов» Том первый…
91.67. XXVI. ==============================================================================
- Если вы не возражаете, начну с небольшого исторического экскурса, - говорит Дама в сером. – Не волнуйтесь, я очень коротко расскажу. Начну с того, что искусство многократного использования чужих судеб для получения индивидуального опыта то ли было изобретено в глубокой древности, то ли вовсе появилось прежде, чем на земле принялись хозяйничать люди…
Зато доподлинно известно, что поначалу это искусство применялось вовсе не для развлечений. У практикующих накхов были иные, куда более внятные задачи…
… умение прожить целую чужую жизнь за какие-то несчастные несколько секунд было на руку всяческим гуру: отличная возможность, не выпуская пацанёнка за ворота монастыря – или как там их мистические ПТУ назывались? - наглядно показать ему все заморочки человеческой жизни. В результате получались детишки, чей жизненный опыт превосходил опыт любого старпёра, а из такого материала Верховного Жреца какого-нибудь Ваала только ленивый не слепит…
… Я тебе не про «педагогику», а про настоящее обучение толкую…
- …С древних времён высшей формой мастерства накха являлось искусство охоты за несбывшимися вероятностями… Вместо того чтобы проживать чужую, скучную жизнь, лишая людей и без того микроскопического шанса воспользоваться ею, чтобы закалить и отшлифовать собственный дух, можно просто собирать алмазы, которые валяются в пыли под ногами. Их там столько, что и пыли-то не видно…
Всякий человек – ходячая сокровищница, кладбище дивных сюжетов, которые, увы, не станут даже достоянием небесных писцов: вряд ли кто-то из них пишет Книгу Несбывшихся Судеб…
91.68.
- Есть ещё один Знак… Кроме древнего Знака, который даёт нам возможность ускользнуть от власти времени, есть второй, который позволяет преодолеть границу между сбывшимся и несбывшимся…
Но учтите, в этом деле может быть лишь один подопытный кролик – вы сами…
Лишь окончательно и бесповоротно расставшись с собственным «несбывшимся», человек получает уникальный шанс прожить жизнь во всей полноте. Он будет, можно сказать, безупречен – не в поступках, а в восприятии…
А все его «несбывшиеся» судьбы останутся в вашем распоряжении навсегда…
- Собственно, я не предлагаю вам ничего принципиального нового, - говорит Дама в сером. – Речь идёт всего лишь о возможности вернуться к истокам традиции, известной вам, мягко говоря, не понаслышке…
…Нынешние накхи падки на чужое. А мы всегда начинаем с себя. Многим, по правде сказать, больше ничего и не требуется. «Несбывшееся» всякого человека это, как вы понимаете, вечность. Ну, почти вечность. Великое множество вариантов. И это именно тот случай, когда свой кусок слаще чужого. Много слаще…
- Собственное «несбывшееся» по определению слаще самой распрекрасной чужой судьбы…
Потому что изначально под наш размер заточено, по нашей фигуре пригнано…
Нет нужды ломать комедию, притворяясь кем-то иным…
Не любительский спектакль, а живая правда, по сравнению с которой наша единственная сбывшаяся жизнь – пресная лепёшка, а уж чужие – и вовсе дрянь…
=====================================================
В каком-то смысле то самое индивидуальное бессмертие, ради которого вы готовы втискиваться во всякую чужую шкуру. А ведь они мягко говоря, не бархатом подбиты, а «чёртовой кожей»… - Ткань такая была когда-то. Жёсткая, колючая дерюга…
91.69.
- А прервать это путешествие тоже можно по собственному желанию? – спрашиваю. – Или уж – головой в омут?
- Всё зависит от наличия этого самого «собственного желания» и от его силы…
Никогда заранее не знаешь, кто захочет и сможет вернуться… Головой в омут, да, пожалуй, лучше не скажешь…
91.70. XXVIII Аркан Таро. ===================================================================
… Знаки бездействуют, когда их чертит непосвящённый; без личного приглашения ни в одну мало-мальски крепкую традицию не влезешь, а уж в нашу-то и подавно…
Не стану делать вид, будто меня всерьёз занимает проблема передачи традиции…
Было бы так, уже не одна сотня моих учеников разгуливала бы по планете вместо того, чтобы бесследно раствориться во тьме, о природе которой даже я предпочитаю не иметь представление…
Но до сих пор мне в голову не приходило помочь кому-то вернуться. На самом-то деле всегда можно успеть прийти на помощь, для этого не требуется ни чувство времени, ни интуиция, ни даже опыт: со стороны отлично видно, что странник окончательно увяз…
Тела их на этом этапе словно бы утрачивают чёткость очертаний, начинают мелко дрожать, рябить, как листва на ветру. Верный признак, что следует действовать безотлагательно: несколько секунд спустя пристанище за блудшей (редко это выражение употребляется настолько по назначению) души вспыхнет ярким, но холодным пламенем и исчезнет, словно бы и не было никогда такого человека…
Некоторые мои учителя полагают, что, отправляя людей в такое путешествие, мы преумножаем число богов (правда, не уточняя при этом, какого рода существа следует считать богами); иные же были уверены, что заплутавших в собственном несбывшемся странников не ждёт ничего – то есть их ждёт ничто, - если не бояться точных формулировок…
Не знаю и знать не хочу, что случается с ними, но я люблю смотреть, как они пылают; прекраснее этого зрелища, на мой искушённый взгляд, нет ничего…
Чего греха таить, для меня желание снова и снова любоваться превращением человека в живой, разноцветный огонь – куда более серьёзная мотивация, чем какой-то абстрактный долг перед древней традицией, хранителем, продуктом и даже сутью которой мне суждено было стать…
91.71.
… кто хоть раз пригубил этот яд, не упустит возможности осушить всю чашу – не залпом, конечно, а по капле, по капле, в тайной надежде что дно никогда не оголиться…
… Любопытство – единственный известный мне двигатель, способный заставить сердце столь древнего существа работать в режиме любви к жизни, да и просто – в режиме любви…
_________________ древнее изречение:
«Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу».
|